Предательство тела 7
БАРРИКАДА ШИЗОИДА
Поскольку шизоидный индивидуум не отождествлен с нормально функционирующим телом, ему необходима сильная воля, позволяющая сохранять целостность его личности. Чтобы справиться с этим, воля постоянно должна быть активной. Мускулатура такого человека все время находится в контрактированном состоянии. Спастичность мышц вызывает ту характерную для шизоида телесную ригидность, которая служит своеобразной баррикадой против ужаса. Шизоид боится потерять контроль, отсутствие которого угрожает единству его личности. Потерять контроль для него означает смести его защитную баррикаду. Нормальный человек, в отличие от шизоида, поддерживает единство своей личности и отождествленности, благодаря силе импульсов и чувств.
В нормальном состоянии импульсы, возникающие в центре тела и текущие к периферии, действуют как спицы в колесе, обеспечивая наполненность и интегрированность организма. Постоянный напор импульсов, направленных на поиск удовольствия путем удовлетворения потребностей во внешнем мире, заряжает периферию тела, поддерживая его в состоянии эмоциональной готовности к отклику. В живом теле заряд периферии проявляется в тоне и цвете кожного покрова, в ясности глаз, в спонтанности жестов и в расслабленной мускулатуре.
В шизоидном состоянии формирование импульса слабое и спорадическое. Импульс не достигает периферии, и она остается не дозаряженной. Поскольку импульсы не доходят до поверхности тела, их силы не хватает, чтобы сохранить его интегрированность. Произвольная мускулатура контрактируется, превращая тело в своеобразный ригидный контейнер, стремясь предотвратить разрушительный ужас внутренней пустоты. Заряженность периферии тела шизоида снижается в результате того, что поверхностная мембрана становится слишком проницаемой для внешних стимулов, создавая свойственную большинству шизоидов гиперсензитивность. Контакт со внешней средой несомненно непрочен. Действия во внешнем мире, направленные на то, чтобы получить удовлетворение, как правило, неэффективны. Хроническая напряженность глубокой мускулатуры делает тело худым, придавая ему типично, астеничный вид.
Иммобилизованность мускулатуры в шизоидном состоянии имеет двойное значение. С одной стороны — это защита от ужаса и способ сохранить хоть какую-то целостность личности. С другой - это явная экспрессия ужаса, физическая поза человека, который застыл или одеревенел от страха. Пол не мог осознать это свойство собственного тела, поскольку не был способен эмоционально реагировать. Пока сохраняется такая замороженность, ужас скрыт, спрятан, как скелет в шкафу. Чтобы его воспринимать, необходимо оттаять и дотянуться до него. Только пережив ужас и выявив его компоненты, то есть страхи, можно получить надежду на значительное личностное продвижение.
Устранение шизоидной ригидности может повергнуть человека в шизофренический кризис. Такой коллапс сопровождается утратой границ эго и разрушением того целостного и интегрированного, что содержит в себе личность. С нормальным человеком этого произойти не может. Если контакт с реальностью, со внешним миром прочен, то обеспечена живость периферии. Данное отличие хорошо иллюстрируют два типа реакции на эксцессивный стресс. Известно, что при поверхностном стрессе шизоидная структура может пойти путем острого психотического потрясения или приступа. У нормального человека, напротив, надлом, вызыванный сильным стрессом, обычно затрагивает ткани и органы тела и проявляется скорее соматическим заболеванием, чем ментальным. Пожалуй можно сказать, что силы, разграничивающие ум и тело, в этих случаях различны. Сравните эти феномены с действием скрепляющих липких веществ. Некоторые из них, несмотря на чрезвычайную прочность, при очень сильном воздействии, превращаются в жесткую субстанцию, которая уже не может связывать. Другие вещества, например, резиновый цемент, позволяют скреплять объекты таким образом, чтобы они были прижаты друг к другу, но при этом не нарушают их структуру.
Какие же силы связывают воедино как личность нормального человека, так и личность шизоида? У нормального человека тело и ум соединены, благодаря интег-ративной функции удовольствия. Это означает, что он способен испытывать удовольствие. Поскольку удовольствие — принцип тела, ум, который предвосхищает это удовольствие, подтверждает свою идентифицированность с телом на глубинном уровне или на опыте. Способность переживать удовольствие гарантирует еще и то, что устойчивый поток импульсов достигнет внешнего мира, чтобы их удовлетворить. Если же удовольствие отсутствует, импульсы становятся слабыми и редкими, поэтому шизоид зависим от воли, которая цементирует его тело. Но воля, хоть и бывает прочна, как сталь, может ломаться, в то время, как удовольствие пластично и распространяется повсюду. Оно подобно соку в живом дереве, который обеспечивает мощь и эластичность.
Мысль о том, что единство личности обеспечивается двумя различными механизмами, основывается на понятии, что соматическое заболевание и ментальное заболевание противоречат друг другу, что это взаимоисключающие вещи, и что индивидуум предрасположен к одному или к другому, но не к тому и другому одновременно. В условиях чрезмерного потрясения действия этих сил могут приводить к различным результатам. Если функция удовольствия распалась, человек может переживать соматическое заболевание, в то время как распад воли вызовет ментальное отклонение. Таким образом, можно предвидеть взаимосвязь симптомов, которая зависит от функционального состояния всего организма. Л. Беллак сказал об этом феномене: «Среди психотиков закономерны аллергические проявления и повторные жалобы на них. возникающие после продвижений. Этот рецидив — наилучшее свидетельство подобного взаимообмена».
Мой клинический опыт свидетельствует, что шизофреники редко проявляют симптомы общей холодности: когда они все же демонстрируют их, я уверен, что это признак клинического продвижения. Кроме этого, хорошо известно, что состояния интенсивного эмоционального возбуждения и потрясения могут облегчать физические страдания нормального человека. Возьмем, к примеру, эффект эмоционального шока при ревматоидном артрите. Исследование ремиссии этого заболевания, связанной с эмоциональным шоком, привело к использованию кортизона при его лечении. Кортизон действует так же, как кортикостероиды, которые вырабатывает мозговое вещество надпочечников во время шока или стресса.
Я вовсе не хочу сказать, что у шизофреника не может возникнуть физического заболевания или что на фоне соматической болезни не может развиться шизофрения. Мы имеем дело с тенденциями, которые, хотя и выглядят взамоисключающими теоретическими предположениями, все же встречаются в жизни. Можно высказать гипотезу, что однажды заякоренное в реальности эго нелегко «выдернуть из грунта».
А. Лоуэн "Предательство тела"
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунт
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас